Люблинское воеводство

Люблинское воеводство по своей величине занимает третье место в Польше. Здесь проживает около 2 млн.250 тысяч человек. Площадь воеводства составляет 25 тысяч квадратных километров, на ней образовано 24 повята ( в Польше - единица территориального деления второй ступени) и 213 гмин (основная единица территориального деления страны). Люблинское воеводство располагается в юго-восточной части Польши, граничит с воеводствами Подкарпатским, Свентокшиским, Мазовецким, Подлясским. На востоке граница проходит с Беларусью и Украиной. В центральной и юго-восточной части находится Люблинская возвышенность, прорезанная двумя реками – Вислой и Бугом. Территория современного воеводства охватывает не только историческую Люблинщину, но и фрагменты Малопольши, Мазовии и Подляссья, а также Галицкой Руси (Хелм). Большинство земель нынешнего Люблинского воеводства принадлежало Польскому государству еще во времена Мешко I. С давних времен Люблинщина находилась на стыке культур Востока и Запада, испытывала влияние византийского Константинополя и Киевской Руси, и, следовательно, православных традиций, с одной стороны, и латинского Рима, католицизма – с другой. Нельзя не учитывать влияние еще одной мощной культуры – еврейской. До второй мировой войны более трети населения Люблина составляли евреи. Кроме того, на этих землях издавна проживали греки, татары, армяне. Такое взаимовлияние и взаимопроникновение культур способствовало формированию самобытной и неповторимой люблинской культуры. Свидетельством того являются многочисленные, ни на что не похожие памятники архитектуры. К числу таковых относится часовня Святой Троицы в Люблинском замке. Здесь в западную готическую архитектуру вписались русско-византийские фрески. Построенная по приказу тогдашнего короля Польши Владислава Ягелло, часовня, несомненно, отражает духовные устремления самого заказчика. Известно, что был он воспитан очень набожной матерью Ульяной, дочерью тверского князя, крещен по православному обряду. Позднее, став королем Польши, Ягелло принял католический крест, однако всю оставшуюся жизнь явно и неявно выказывал симпатии к своей первой религии, о чем свидетельствует и часовня в Люблине. Следует также отметить, что после воцарении на польском троне Ягеллонов, Люблинщина становится центром владычества этой династии. А королевская милость, как правило, имеет материальное воплощение. Вот и Люблин получил возможность развиваться и застраиваться богатыми и добротными зданиями. Свидетельство тому – Старый город, являющийся одним из красивейших и ценнейших исторических ансамблей в Польше. Кстати, интересно, что именно в Люблине вы прочитаете такие названия улиц: Русская, Татарская, Евангелическая, есть Литовская площадь, одни из ворот Старого города и по сей день имеют неофициальное название - Еврейские. С Люблином связано очень важное историческое событие: здесь в 1569 году был подписан союз (уния) между двумя государствами –Польшей и Литвой. Этот документ известен как Люблинская уния. В нем зафиксировано создание федеративного союзного государства Речь Посполитая путем объединения Королевства Польского и Великого княжества Литовского. Чуть позже в городе был учрежден Трибунал Коронный - высшая апелляционная судебная инстанция. Одна из популярных люблинских легенд повествует о том, что именно в здании Коронного Трибунала состоялся судебный процесс, на котором председательствовал сам дьявол. Он-то и отменил прежнее несправедливое для бедной вдовы решение, выданное коррумпированными судьями. В Люблинском музее до сих пор можно увидеть судейский стол, на котором хорошо виден след дьявольской лапы, оставленной нечистым под своим приговором вместо печати. Так вот иногда случалось (и есть!!!): даже дьявол бывает справедливее продажных судей. Люблин, в котором сегодня проживает около 350 тысяч человек, - город студентов. Они обучаются в университете им. Марии Кюри-Складовской, Люблинском Католическом университете, медицинском институте, высших сельскохозяйственной и инженерной школах. До Второй мировой войны, когда в Люблине существовала большая еврейская община, здесь было много еврейских школ, где изучали Талмуд и готовили раввинов, работал единственный в Польше еврейский вуз. В этой связи город называли еврейским Оксфордом. Во время Второй мировой войны в пригороде Люблина гитлеровцы устроили лагерь смерти – Майданек, где погибло около полутора миллиона человек.

Однако было бы ошибкой сосредоточить все внимание исключительно на Люблине. В его окрестностях, да и вообще на территории Люблинского воеводства множество достопримечательностей. Например, на окраине города находится этнографический музей-заповедник на открытом воздухе (скансен), в котором представлены объекты сельского строительства и предметы материальной культуры Люблинского района. Недалеко от центра Люблинского воеводства расположен город Казимеж Дольный, который называют «жемчужиной над Вислой». А еще очень часто Казимеж Дольный именуют городом художников, которых вдохновляют на создание художественных полотен красота местных пейзажей и великолепие памятников архитектуры. Архитектурный комплекс центральной части города Замосць (90 км от Люблина) занесен в список мирового наследия Юнеско. Этот город был основан, что называется, на пустом месте гетманом Яном Замойским. Его создатель - итальянский архитектор Бернардо Морандо - стремился сделать свое творение понятным как прибывшим с востока, так и с запада. Такой симбиоз и привел к появлению в Польше города уникального, где ярмарки, более похожие на восточные базары, проходили на фоне памятников архитектуры, построенных в стиле итальянской эпохи Возрождения, где слышалась речь испанская, турецкая, польская, украинская, английская, где синагоги соседствовали с католическими костелами. Кстати, в Замосце в 1871 году родилась Роза Люксембург. Если Замосць называют жемчужиной ренессанса, то в Пулавах царит дух классицизма. Здесь когда-то появился первый в Польше музей, созданный стараниями Изабеллы Чарторыйской, был открыт первый сельскохозяйственный институт. Есть неподалеку от Люблина еще одно романтическое место – курорт Наленчув. Спокойный и радующий глаз своей вилловой застройкой, дворцово-парковым ансамблем, Наленчув, кажется, и создан для умиротворения и созерцания. Музей Замойских в небольшом поселке Козлувка неизменно восхищает посетителей роскошью и прекрасно сохранившимся интерьером. Назовем еще несколько мест, достойных внимания. Город Кодень – родовое гнездо Сапегов. Здесь эта семья возвела православную готическо-ренессансную церковь, в которой сохранились надписи на русском языке. Яблечна – место паломничества православных в Польше. Мужской монастырь Св.Онуфрия был основан в ХV веке и существует по настоящее время. Лебедзев – старое татарское селение с сохранившейся частью мусульманского кладбища. Влодава – город, где на небольшой площади «сошлись» памятники – свидетели религиозной мозаики Люблинщины: католический монастырь св.Павла, позднебарочная синагога, классицистическая православная церковь. Ежегодно в Влодаве проходит международный фестиваль трех культур – католической, православной и еврейской, носящий музыкально-просветительский характер. Город Хелм (Холм) в XIII столетии был столицей Галицкой Руси, а в пределах Польши находится с 1366 года. Ленчиньско-Влодавское поозерье и Полесский национальный парк добавляют прелести Люблинской земле.