Среди стран ЕС Польша является государством средней величины. Ее территориальное самоуправление имеет давние традиции и богатую историю. До конца XVIII века страной управляла шляхта и, помимо того, хорошо было развито городское самоуправление. После раздела Польши на ее землях господствовал строй, навязанный занявшими польские земли государствами: Австрией, Россией и Пруссией.

В настоящее время Польша представляет собой демократическую парламентскую республику. Главой государства является президент, а главой правительства – премьер-министр. Сейм и сенат составляют двухпалатное Народное собрание – высший законодательный орган Польши. В составе Сейма 460 депутатов. Они избираются на основе пропорционального представительства. Высшая палата парламента – сенат - имеет в своем составе 100 сенаторов. Выбираются они сроком на четыре года большинством голосов в каждом воеводстве. Выборы назначает президент страны.

Полномочия президента

Президента выбирают путем всеобщего голосования. После окончания пятилетнего срока действий президентских полномочий, президент может переизбираться только один раз. Обязательное условие – главой государства может быть только гражданин Польши.

В руках президента сосредоточена большая власть. Ему предоставляются обширные права в области национальной обороны и внешней политики. Он отзывает и назначает послов, утверждает международные договоры. В компетенции главы государства назначение руководителей высших судебных органов и вооруженных сил. Эти действия президент должен согласовать с главой правительства – премьер-министром. Во власти президента также назначение и самого премьер-министра.

Президент страны практически не имеет власти правления, так называемой позитивной власти. Однако он обладает значительной негативной властью. То есть, глава государства может не подписать закон – наложить президентское вето.

При определенных условиях полномочия президента позволяют ему распустить парламент, объявить военное положение, полную или частичную мобилизацию.

Права премьер-министра

Основной исполнительной властью наделено правительство. Его формирует победившая на выборах партия или коалиция партий.

Вторым человеком в государстве является глава правительства – премьер-министр. Он предлагает состав кабмина и может заменить его членов без согласия сейма. Главная задача кабинета министров - обеспечение выполнения законов. Для этого выпускаются имеющие силу закона постановления, координируется и контролируется работа исполнительных органов государственной власти, а также осуществляется контроль над работой местных органов.

Правительство состоит не только из кабинета министров. Кроме министерств к нему относятся центральные учреждения. Они находятся в подчинении премьер-министра или отраслевых министров. Это единицы администрации, которые связаны с отдельными сферами, такими как санитарная инспекция, пожарная служба и так далее.

Иерархия местных органов власти

До конца 1998 года главной единицей местных организаций власти была община – гмина. В Польше было 49 воеводств, которые управлялись воеводами (губернаторами). На всеобщих выборах избирались народные советы. Отсутствовало промежуточное звено – повяты, которые были упразднены в 1975 году.

Закон, который вступил в силу с начала 1999 года, установил трехуровневое территориальное деление. Он восстановил повяты – в настоящее время их насчитывается примерно 300, и изменил количество воеводств: с 49 уменьшил до 16.

Наиболее крупная территориальная единица – воеводство. Повяты – территориальная единица второй степени, которая, в свою очередь, делится на основные территориальные единицы – гмины. Их насчитывается 2489. Во всех названных территориальных единицах на всеобщих выборах избираются советы. Срок их действия – четыре года.

Весь спектр прав местных органов самоуправления определяет Конституция страны. На основании этих полномочий устанавливаются акты местного права, которые обязательны на территории деятельности данных органов. Наиболее сильная позиция среди всех территориальных единиц у гмины. Выполнение всех основных задач по территориальному самоуправлению, связано именно с гминами.

Судебная система государства

Судебная система страны состоит из Верховного суда, военного, местного и специальных судов. Кандидатуры председателей высших судебных органов страны выдвигаются Национальным советом юстиции. Утверждает их президент. Все судьи назначаются пожизненно. Государственный и Конституционный суд, а также уполномоченный по правам человека и Верховная контрольная палата назначаются сенатом с согласия сейма.

Начиная с конца XX века, в Польше постоянно проводятся административные, экономические и политические реформы. С их помощью происходит создание новой модели управления, которая обеспечивает реальное участие польского народа в осуществлении власти и эффективности принимаемых решений.