Польский кинематограф в разные периоды своего развития испытывал и стремительные взлеты, и неожиданные падения. Однако очень многие фильмы производства Польши и работы, созданные польскими режиссерами в других странах, получили заслуженное уважение не только в пределах страны, но и в мировом масштабе. Итак, топ-5 известных и популярных польских фильмов всех времен.

Номер один – мелодрама «Знахарь» («Znachorj», 1937 год), завоевавшая особенно большую популярность в России. Фильм режиссера Михала Вашинского рассказывает о судьбе гениального хирурга Рафала Вильчура. В жизни главного героя происходит трагедия, и это меняет буквально все. Его жена уходит и забирает с собой дочь. В результате аферы он теряет жилье, документы и деньги. В результате травмы головы Рафал Вильчур теряет память и начинает бродяжничать, пока после нескольких лет скитаний и горя не нанимается на работу к богатому мельнику и не спасает его тяжелобольного сына. После этого жизнь знахаря начинает налаживаться, с просьбами о помощи к нему приезжают люди со всех уголков страны, а неподалеку еще и обнаруживается девушка, невероятно похожая на бывшую жену Рафала... Трогательная картина, являющаяся экранизацией романа польского писателя Тадеуша Доленги-Мостовича, с точки зрения кассовых сборов в 40-50-х годах прошлого века имела большой успех. Еще одна версия данной экранизации была снята в 1981 году знаменитым Ежи Гофманом.

Номер два – продукт знаменитого Романа Полански. В его фильме «Нож в воде» (Nóż w wodzie) зрителям настолько виртуозно представлены герои (всего трое), отрезанные от окружающего мира, и все психологические грани той ситуации, в которой они оказались, что западными критиками картина была восторженно принята и даже номинирована на премию Оскар (номинация «Лучший иностранный фильм», 1962 год). По сюжету главные герои, обеспеченная пара из Варшавы, собираются провести уик-энд на Мазурских озерах. По пути они подбирают путешествующего автостопом молодого человека и приглашают его отдохнуть с ними. Между мужем и попутчиком возникает соперничество, первый демонстрирует свой опыт, знания, связи и преимущества образа жизни, однако жена симпатизирует не ему. Все чаще вспыхивают ссоры, все чаще появляется нож, и в результате один из героев оказывается за бортом яхты... Финал фильма остается открытым в лучших традициях артхаусного кино – у мужа и жены есть выбор: сообщить о преступлении или же промолчать.

Номер три – замечательная комедия Юлиуша Махульского «Ва-банк» («Vabank»), мировая премьера которой состоялась в 1981 году. Лента рассказывает о злоключениях бывшего вора-медвежатника Хенрика Квинто, который после очередного выхода из тюрьмы твердо решает завязать с преступной деятельностью. Уверенность героя пытаются поколебать его «коллеги», однако решение возобновить занятия своим ремеслом приходит к Хенрику после того, как он узнает о предательстве бывшего друга, а ныне известного банкира Крамера. Крамер сдал Хенрика полиции, пытаясь отвести подозрения от себя, а также оказался виновен в смерти Тадеуша – их общего друга. Изощренная месть предателю уже продумана.... В 1984 году режиссер снял продолжение успешной картины, в котором стать жертвой мести предстояло уже Квинто, но вышло все совсем иначе.

Номер четыре – еще одна картина, номинировавшаяся на престижную премию американской Киноакадемии Оскар. Это «Катынь» («Katyń») Анджея Вайды, рассказывающая о событиях, непосредственно связанных с Катынским расстрелом в период Второй мировой войны. Сюжет фильма составлен из четырех линий, рассказывающих о четырех расстрелянных в ходе этого военного преступления офицеров и об их семьях, через судьбы которых и показан весь ужас, происходивший в стране с 1939 по 1945 год. По большому счету главные герои в фильме – женщины, офицерские жены, отказывающиеся верить в смерть и через всю войну пронесшие надежду на встречу с мужьями. Грустная и загадочная, картина Вайды была создана по мотивам произведения Анджея Мулярчика «Post Mortem — Катынская повесть», она посвящена родителям режиссера, и в первую очередь отцу, Якубу Вайде, расстрелянному в 1940 году.

Номер пять – польский взгляд на необыкновенно популярную в последние годы тему вампиров. Комедия «Колыбельная» («Kolysanka»), выпущенная в 2010 году, завоевала большую популярность как среди польской публики, так и среди зрителей ближнего зарубежья. А все потому, что быт и характеры главных героев – семейки вампиров – показан с изрядной долей иронии и юмора, пусть даже достаточно черного. Никакой вампирской романтики – нестандартная лента, оригинальная и самобытная, показывает в большей степени польскую сельскую глубинку и необычных обитателей, пытающихся стать в ней своими. И несмотря на то, что в фильме в качестве главных героев представлены фантастические персонажи с потребностями в специфической диете, лента получилась легкой, забавной и непринужденной.