В отличие от других славянских народов польская словесность не имеет таких грандиозных произведений и эпических циклов, которыми полны сербская и русская народные литературы.

Здесь не найти былин и юнацких песен, лишь некоторые летописцы XII и XIII веков упоминали о народных исторических песнях и преданиях о Попеле, Ванде, Краке, Пясте и Лешке. Возможно, именно эти, забытые самим народом предания, и есть остатки существовавшего в давние времена народного эпоса.

Основа народной польской словесности

Основой народной польской словесности стали те же самые начала, какие мы находим и в иных родственных словесностях. Ее произведения подразделяются на две основные группы – эпическую и лирическую. Самую замечательную часть лирической группы составляют творения, сохранившие древние следы старины - обрядовые песни, в основном, свадебные. Остальные лирические сочинения, для которых были характерны разнообразные настроения, очень часто вдохновляли представителей романтизма, заимствовавших отсюда различные сюжеты.

Польская эпическая поэзия - это басни, исторические предания, сказки и религиозные легенды. Характер польских сказок созвучен с русскими. Повторяются восточные сюжеты, поднимаются бытовые, мифологические и исторические темы. Исторических преданий откровенно мало, а религиозные рассказы наполнены наивной верой в чудеса. К жемчужинам народных и религиозных песен относятся польские kolęndy – коленды (коляды) – рождественские песни.

Большой популярностью в шляхетской среде пользовались фрашки – короткие, остроумные стихотворные миниатюры. Это совершенно особый жанр, их содержание разнообразно – от анекдота и шутки до эпиграммы. Начиная с Яна Кохановского, который жил и творил во второй половине XVI века, они, образно говоря, передавались из уст в уста. Великое множество фрашек сочинил Станислав Ежи Ленц, в середине XXвека вышла его антология «Из тысячи и одной фрашки». Фрашки популярны в Польше и в настоящее время.

Влияние католичества и политических событий на характер польской литературы

Со времен глубокой старины до наших дней ни один памятник истинно народного творчества так и не дошел, поэтому очень сложно судить о состоянии польской литературы в дохристианские времена. Гораздо позднее, на характер народной словесности сильно повлияло католичество, западная культура и политические события. Бывшая исконно славянской литературой, народная польская словесность стала принимать специфический характер. Все польское с глубоким презрением отвергалось, и даже польские литераторы писали на иностранном языке.

Все изменилось с основанием университета в Кракове. Вместе с идеями протестантов в Польшу стали проникать свежие течения гуманизма. Значительно выросло число школ, образование стали получать не только духовные лица, но и светские. Многие поляки отправлялись за границу для завершения образования, оттуда они возвращались не просто с новыми знаниями, но и с новыми идеями. В страну стали приезжать образованные иностранцы, одни из них пишут по латыни (Каллимах, библиограф, ученый-критик), другие – на польском языке (серб Михаил Константинович).

Польским историком и дипломатом Длугошем, который изучал философию и диалектику в Краковском университете, была написана первая история Польши. Николай Коперник, польский реформатор астрономии, создал новую теорию вращения небесных светил, доктор прав Ян Остророг сочинил трактат об управлении государством.

В XVI веке, после распространения книгопечатания, польский язык стал постепенно вытеснять латинскую речь. В истории польской словесности начался новый этап.

Политически-революционный характер литературы

Гуманизм в стране лег на благодатную почву. Польская шляхта упивалась всяческими благами политической свободы, молодые люди получали образование в Краковском университете, путешествовали по чужим землям. Появились эпические поэмы, оды, песни, элегии. Ян Кохановский, Рей, Станислав Гроховский и некоторые другие авторы сонетов, песен и других произведений стали пользоваться большой известностью. Среди прозаиков выделялся известный иезуит-проповедник Петр Скарга.

XIX век ознаменовался походом Наполеона против России. Польская молодежь выступила под его знаменами. С тех пор перед Польшей были открыты новые политические горизонты. Поляки стали рассчитывать на помощь Европы, а литература оказалась неким руководством к жизни, приняв политически-революционный характер.

1830 год ознаменовался важнейшим событием в жизни страны – в Польше вспыхнуло восстание против русского царизма. Оно потерпело поражение, но волнения в стране не прекращались. Свидетелем революционных событий был Адам Мицкевич. Его творчество было тесно связано с национально-освободительным движением этого периода. Его первые стихотворения - это начало победоносного польского романтизма. Патриотические настроения, несмотря на цензурные тиски, смелая, новая тематика, творческая фантазия - все это вызвало огромный прорыв в польской литературе. Польский революционный романтизм возник как новое, демократическое движение в области культуры. Революционные романтики – Юлиуш Словацкий, Северин Гощинский и Адам Мицкевич стали выразителями идеалов национальной освободительной борьбы.

С 1876 года начинает восходить звезда знаменитого польского романиста Генриха Сенкевича. Писатель был довольно чужд политики, однако во многих своих произведениях выступал в защиту демократии. После выхода в свет его романа «Без догмата» его популярность достигла зенита и продолжалась оставаться на том же уровне на протяжении всего его творчества. В 1905 году Сенкевича наградили Нобелевской премией за заслуги в области эпоса.

Особенности польской литературы конца XX века

Одной из характерных особенностей польской литературы семидесятых-восьмидесятых годов XX века было распространение «самиздата» - литературы, которая создавалась в обход государственной цензуры.

Конец XX века обогатился новыми веяниями. После падения коммунистического режима в польской литературе прослеживаются поиски своей малой родины и духовных корней. Зазвучали имена Антона Либеры, Стефана Хвина и других польских литераторов. Признанием польской литературы послужило присвоение Нобелевской премии поэтессе Виславе Шимборской и поэту Чеславу Милошу.

Уникальную философскую поэтику создал Станислав Лем - самый выдающийся в мировом масштабе фантаст, футуролог и философ. В последнее время европейская литература пополнилась несколькими бестселлерами Януша Леона Вишневского. Его пронзительные книги о любви стали жанровой вехой, неким эталоном романа о любви в эпоху интернета.

Польская литература открывает новые имена, притягивая читателей своей самобытностью и оригинальностью.