В Польше, расположенной в самой сердцевине Европы, самым причудливым образом переплелись восточные и западные традиции многих народов. На протяжении всего времени польские творцы обращаются к своим корням, отстаивая свободу и творческую независимость в своих произведениях.

Театральная жизнь Польши

Польский театр занимает свое, особое место в театральном мире современной Европы. Невероятная самобытность театральной Польши включает в себя сочетание живых традиций психологической школы с католическим пониманием жертвенности плоти. Сложный социалистический опыт, наряду с пристальным вниманием к непростым процессам, которые происходят в западном мире, привели к идее понимания театра как некоей лаборатории современной жизни.

Польский театр отделен от западной культуры огромным расстоянием исторического опыта, который может служить хорошим уроком для объединенной Европы. Вся вторая половина XX века в Польше прошла в борьбе за сохранение достоинства человека в годы унижений, в защите духовного суверенитета от инородных посягательств. И сейчас самой основной темой в деятельности польского театра является тема свободы.

Секрет притягательности польского искусства в том, что деятели культуры и искусства Польской Республики не отрекаются от истинных, вечных ценностей, не боятся задавать трудные и неудобные вопросы.

Кроме драматических театров, в Польше распространены такие театральные жанры как театр жестов, театр фигуры и теней, кукольный театр и пластичный. Наряду с профессиональными труппами в стране действуют сотни любительских бродяжьих театров. Они не имеют собственной сцены и бюджета, их деятельность держится на энтузиазме и огромном желании быть причастными к театральным подмосткам.

На театральной карте Польши кроме Варшавы и Кракова – известных театральных центров страны, достойное место заняли Вроцлав и Познань, Лодзь и Гданьск. Спектакли ставят такие признанные мастера как Кристиан Люпа и Ежи Яроцкий, а также молодые экспериментаторы – Павел Миськевич и Петр Цепляк. Международное признание получили польские режиссеры Гжегош Яжина, Кшиштоф Варликовский.

Так как в Польше нет разделения на актеров, которые снимаются в кино и театральных актеров, зрителям всего мира известны звезды польской сцены, которые снимались в фильмах режиссеров Анджея Вайды и Кшиштофа Кеслевского.

Польская музыка

Польская музыка является одной из древнейших славянских музыкальных культур. Самые ранние упоминания о существовании музыки датируются VII веком – именно к этому времени относятся свистулька и обломки флейты, найденные на территории Польши при археологических раскопках.

Музыка польского народа одноголосна, для нее характерны танцевальные мелодии. К народному фольклору обращаются не только польские композиторы, но и авторы музыки из других стран. На основе национальной танцевальной музыки немецкими, польскими и русскими композиторами были созданы мазурки, полонезы и другие мелодии.

Польские народные мелодии использовали в своих операх русские композиторы – в таких, например, как «Борис Годунов», «Иван Сусанин», «Евгений Онегин». В основе инструментальных пьес Глинки, Чайковского, Лядова, Алябьева также лежат народные мотивы Польши.

Особенно заметно влияние польских народных мелодий в произведениях Монюшки, Шопена, Шимановского. Фредерик Шопен является основоположником польской классической музыки. В его произведениях соединились романтические мотивы и польский фольклор. В честь Ф. Шопена с 1927 года в Варшаве проводится Международный конкурс пианистов, среди дебютантов которого были такие известные музыканты как Д. Шостакович, К. Цимерман, Я. Олейничак.

Яркую, эмоциональную музыку создавал ведущий композитор того времени Кароль Шимановский, который часто использовал в своих произведениях фольклорные мотивы. Ведущим современным композитором считают Войцеха Киляра, который пишет музыку к кинофильмам и сочиняет музыку для оркестров.

Послевоенные годы характеризовались повальным увлечением джазом. В 50-е годы прошлого столетия коммунисты решили, что джазовая музыка привносит в социалистическую страну чуждую идеологию. Джаз запретили, и только в 1956 году джазовая музыка вновь вернулась в страну. С этого года и до сих пор в Польше проводится международный джазовый фестиваль под названием Jazz Jamboree.

Многочисленных премий удостоились и создатели музыки к кинофильмам. Полюбившиеся мотивы давно перешли из кинофильмов в современную жизнь Польши.

Живопись Польши

Романтическая поэзия послужила толчком для развития польского изобразительного искусства. Постоянным рефреном на протяжении всего непростого пути от романтизма к современности проходит главная идея польской культуры – проблема свободы в борьбе за творческую независимость.

Среди ярчайших творческих личностей конца XIX века стоит отметить Яна Матейко – выдающегося польского художника, запечатлевшего в своих работах ключевые моменты польской истории. Его ученик, Станислав Выспяньский, работавший в стиле модерн, выполнил внутреннее убранство краковского костела францисканцев – этот прекрасный пример европейского декоративного искусства.

В 20-х годах прошлого столетия в Польше, как и в других европейских странах, на первый план вышло авангардное искусство. Девизами живописцев стали рационализм, современность и эстетический функционализм. Ярким лидером конструктивизма была Катажина Кобро, ее произведения носили истинно новаторский характер. Классиком современности был провозглашен Генрик Стажевский, который являлся пионером геометрической абстракции.

В лучших музеях мира выставлены произведения польского скульптора Магдалены Абаканович. Ее пространственные композиции потрясающе передают психологию современного человека, разрывающегося между стойкостью и страхом.

Общественная роль польских живописцев, музыкантов, деятелей театра и кино, литераторов характеризуется интенсивным поиском своего, польского пути к свободному творчеству. После того, как Польша приобрела независимость, ее культура перестала играть роль баррикады. Возвращение к демократии не решило всех проблем, а принесла новые темы, которые предстоит освещать современным польским творцам.