Роман Полански

Фигура режиссера Романа Поланского воспринимается очень неоднозначно. Для одних он является воплощением порока, зла и разврата, для других – непревзойденным мастером кино, которое затрагивает невидимые стороны человеческой психики, порой мистические и пугающие. Несомненно одно, что творчество этого режиссера всегда оригинально, оно не оставит равнодушным ни зрителей, ни строгих критиков. О высокой оценке мастерства Романа Поланского свидетельствуют многочисленные престижные награды, которые его фильмы получили в разных странах.

Родился Роман Полански в Париже, это радостное событие случилось 18 августа 1933 года в семье обеспеченного польского эмигранта. Отец мальчика Рышард Либнинц сменил во Франции свою фамилию на Полански. Первые годы своей жизни Роман провел во Франции, однако незадолго до начала фашистского вторжения в Польшу его семья вернулась в Польшу. Переезд в Краков стал роковым – мать Романа во время гонений на польских евреев погибла, отец попал в концлагерь Маутхаузен, но сумел там выжить. Самого Романа фашисты часто использовали в качестве живой мишени. Острые переживания мальчика в гетто, когда его, как затравленного зверя, гоняли вдоль кирпичной стены, вынуждали ползать по земле, спасаясь от пуль под дикий хохот охранников, разбудили в нем самые глубокие и потаенные стороны души, которые впоследствии помогли мастерски передавать зловещую, довлеющую атмосферу в его драмах и мистических фильмах.

Когда война окончилась, Полански поступил в киношколу в Лодзе, которую он окончил в 1959 году. В молодом возрасте Полански начал работать на детском телевидении, принимал участие в театральных и радиопостановках. Среди первых режиссерских работ – короткометражные фильмы «Убийство» и «Двое мужчин со шкафом», снятые в 1957 и 1958 годах. Второй фильм был высоко оценен кинокритиками – он принес режиссеру 5 международных премий. С 1959 по 1962 годы Полански был женат на польской актрисе Барбаре Квятковской.

О том, что Полански является настоящем мастером, который имеет оригинальный взгляд на творчество, всерьез заговорили после выхода в 1962 году на экраны его драмы «Нож в воде». Правда, в Польской Народной Республике к этому фильму отнеслись довольно прохладно, но он был даже номинирован на «Оскара».

Вскоре Полански покидает Польшу, и начинается активное развитие его творчества. В Англии он вместе с Жераром Браком снимает фильмы «Тупик» и «Отвращение», которые принесли ему серебряного и золотого медведей от жюри Берлинского кинофестиваля. В 1968 году в жизнь Поланского случилось несколько важных событий. Он вступает в брак с актрисой Шэрон Тейт и снимает картину «Ребенок Розмари». Этот фильм признан важной вехой, повлиявшей на развитие всего американского кинематографа. Однако уже в 1969 году Полански уезжает из Америки. Тому причиной стали трагические обстоятельства. Члены секты Мэнсона ворвались к нему в дом, когда он был в европейском турне, и убили жену, которая была уже на 8 месяце беременности. Полански был не в силах оставаться в Голливуде и вернулся в Европу.

Следующее возвращение в США произошло только через четыре года. В 1974 году Полански снимает в Голливуде «Китайский квартал». Игравшие главные роли Фэй Данауэй иДжек Николсон постоянно конфликтовали с режиссером, но это не помешало Поланскому создать превосходный гангстерский боевик. Об этом свидетельствует то, что картину выдвинули в 11 номинациях на «Оскара». Почти во всех позициях ее обошел знаменитый «Крестный отец», тем не менее, одна награда американской киноакадемии все же досталось «Китайскому кварталу» - ее получил сценарист Роберт Таун.

Очередной поворот в судьбе режиссера произошел в 1977 году. Он опять покидает Соединенные Штаты и отправляется в Европу. На этот раз причиной послужило судебное разбирательство – Романа обвинили в склонении к сексу и изнасиловании несовершеннолетней Саманты Геймер. Его даже поместили на обследование в психиатрическую лечебницу. Свою вину Полански признал, надеясь, что это поможет избежать тюремного заключения и отделаться условным сроком. Когда стало ясно, что такое маловероятно, он покинул Америку. Даже спустя много лет режиссер не может посетить США, а в 2009 году его чуть было не экстрадировали в Америку из Швейцарии, куда он приехал на вручение одной из наград.

Одной из знаковых картин, снятых после возвращения в Европу, стал фильм «Тэсс», который был отмечен «Сэзаром» и тремя «Оскарами». Фильм был снят в 1979 году во Франции, тогда же Полански получает французское гражданство. Франция подарила Поланскому и его третью жену, Эммануэль Сенье, которая родила Роману двоих детей. Правда, свадьба была сыграна только в 1989 году. Весьма заметными картинами в последующем творчестве Поланского стали «Девятые врата» (1999) и «Пианист» (2003).

В мировом кинематографе Роман Полански является знаковой фигурой. Его творчество не может оставить безразличным, как бы вы не относились к самому режиссеру или его сюжетам. Многие молодые режиссеры стремятся подражать ему, но его стиль все равно остается неповторимым.