Трагедия над Смоленском

Катастрофа польского военного самолета в Смоленске произошла 10 апреля 2010 года. Погибло в ней 96 человек: президент РП Лех Качиньский с супругой, последний президент Польши в изгнании Рышард Качоровский, члены Сейма и Сената, группа парламентариев, командиры всех видов Вооруженных сил Республики Польши, сотрудники Канцелярии Президента, руководители государственных учреждений, представители духовенства, представители министерств, экипаж самолета, а также другие лица, сопровождающие польскую делегацию на торжества, связанные с памятной датой - 70-летием катынского преступления.

В аварии не выжил ни один из присутствующих на борту. Катастрофа произошла с военным самолетом Ту-154М Люкс, полет которого имел по польскому положению статус HEAD (на борту находится одно из самых важных лиц в государстве), а по русскому – «особо важный».

В момент приближения самолета к аэродрому над местностью висел туман, видимость была ослаблена, однако аэропорт не был закрыт. По расследованию польских служб, управление полетом происходило со стартового командного пункта; система светового обеспечения взлетно-посадочной полосы работала неправильно – не было света второй и третьей группы (700-800 м от края полосы), а световое обеспечение светофора первой группы (900 м от края полосы) состояло всего из одной лампочки; многие огни загораживались лесополосой, которая по высоте была намного выше нормы. Погодные условия были неблагоприятными, но пилот получил разрешение на попытку захода на посадку. Экипаж выполнил пробный заход, и, судя по записям переговоров экипажа, командир решил уходить на второй круг, одновременно снижая скорость. Во время перехода к приземлению начальник посадочной зоны несколько раз информировал экипаж самолета, что машина находится на правильном курсе – по данным польской стороны, это были неверные сведения, так как на самом деле положение самолета было за пределами допуска для радиолокационной посадки. Согласно показаниям свидетелей, в момент пролета над одним из маяков, между ним и крылом самолета прошла искра. Первый контакт с деревьями произошел в 1050 м от края взлетной полосы, затем, второй раз столкнувшись с ними, самолет потерял 6 м крыла, после чего через 5-6 секунд ударился о землю.

Межгосударственный Авиационный Комитет пояснил, что в последней фазе полета к ошибкам экипажа привели психологические факторы. С русской стороны было утверждение, что экипаж самолета не отвечал на сообщения, не давал данные о высоте полета и плохо знал русский язык (впоследствии эти показания отрицались). Имеются разногласия по поводу точного времени катастрофы – данные польских и русских исследований различаются. Сразу после катастрофы российские СМИ поместили информацию о том, что авария произошла по причине ошибки польского экипажа.

По сообщению МАК, 180 сотрудников УВД и ФСБ окружили территорию катастрофы через 13 минут, через 18 минут прибыли пожарные. Есть данные, что через несколько часов после аварии российские сотрудники силовых структур заменили лампочки на взлетно-посадочной полосе и проложили дополнительные кабели освещения.

На польских телеканалах были сообщения, что на самописце зафиксирован голос постороннего человека в кабине пилотов, женщины. Затем это предположение было опровергнуто, но в результате экспертизы самописцев все же удалось установить, что в кабине присутствовали лица не из числа членов экипажа – генерал Анджей Бласик и директор МИД РП Мариуш Казана – которые нарушили авиационные правила и находились в кабине экипажа, не будучи связанными с выполнением задания полета.

В 2011 г были произведены новые расчеты, по которым выходило, что в результате столкновения крыло не должно было разрушиться. Тогда же были закончены исследования «черного ящика», проведенные польской Комиссией по расследованию Авиационных Происшествий, которые показали, что произошло разрушение электрической системы регистрации параметров полета, в результате чего его работа прекратилась.

Польская Военная прокуратура, проведя исследования, приняла 4 предварительные версии катастрофы:

технические неисправности самолета Ту-154М, среди них:

  • недостатки конструкции,
  • дефекты оборудования, возникшие из-за плохого обслуживания наземным персоналом,
  • дефекты оборудования, выявленные в ходе полета,
  • поведение (действие или бездействие) членов экипажа Ту-154М, в том числе:
  • ошибка в технике пилотирования,
  • нарушение экипажем нарушение устава, правил полета,
  • плохая организация безопасности полета, в том числе:
    • нарушения польского наземного персонала,
    • нарушения российского наземного персонала,
    • поведение третьих лиц (например, террористические атаки)

Межгосударственный Авиационный Комитет создал окончательный доклад о причинах авиакатастрофы: причиной происшествия считаются неправильные действия экипажа – заход на посадку в условиях плохой видимости, отказ уйти на второй круг, отказ уйти на запасные взлетные полосы, игнорирование пилотами сигналов об опасном сближении с землей; другая причина – психологическое давление на экипаж.

Со стороны России выявлены следующие нарушения – дан неправильный прогноз погоды для района, где находится аэропорт «Смоленск-Северный»; нарушена работа огней приближения; радиолокационная система посадки действовала с погрешностями. Однако комиссия не назвала эти нарушения в числе тех, которые повлияли на исход посадки самолета.