Польская конституция – этапы развития

Современная Польская Республика имеет вековые государственно-правовые традиции. Они неоднократно актуализировались, а затем утрачивались из-за очередных политических катаклизмов.

Польский Правительственный закон 1791 года - прообраз первой конституции в Европе

В мае 1791 года Польша приняла первую европейскую конституцию. Она именовалась Правительственным законом и была создана под влиянием французской Декларации о правах человека и гражданина. Несмотря на то, что Речь Посполита имела некоторые признаки республиканского государства, она являлась специфической выборной монархией. Первая польская конституция отрицала равноправие граждан, в то время как дворяне-землевладельцы имели ряд привилегий. Католики также обладали некоторыми преимуществами перед представителями других конфессий. Сейм, состоящий из двух палат, имел преобладающую власть, а титул короля стал наследным.

Прошло немногим более года, как часть феодалов, заручившись поддержкой России, подняла мятеж и вернула себе права, отобранные майской Конституцией. Новая конституция приняли в ноябре 1793 года в городе Гродно. Однако и она просуществовала недолго, так как через два года Польшу разделили между собой Пруссия, Россия и Австрия. Так на долгие годы прекратило свое существование независимое Польское государство.

Возрождение польской государственности

Возрождение Польши как государства стало возможно благодаря октябрьскому перевороту в России, а также поражению Австро-Венгрии и Германии в первой мировой войне. В феврале 1919 года была принята Малая Конституция, урегулировавшая систему высших органов власти Польши до утверждения основного закона государства в марте 1921 года.

Формой правления избрали парламентарную республику, ее специфической чертой являлась ведущая роль парламента в государстве. Национальное Собрание избирало президента, а тот, в свою очередь, назначал министров. И президент, и министры за нарушение конституции могли привлекаться к ответственности перед Государственным трибуналом.

23 апреля 1935 года была принята очередная конституция. К тому времени в Польше уже сложился авторитарный политический режим. Основной закон государства значительно ограничивал политические права граждан, а основные полномочия сосредотачивал в руках президента.

Польская Народная Республика - движение к социализму

После окончания войны 1939 – 1945 гг. в Польше было создано Временное правительство. В его составе были, в основном, силы, которые ориентировались на создание в стране прокоммунистического режима. Под советским нажимом Польша начала движение к социализму. Она стала называться Польской Народной Республикой. Вскоре оппозиция была полностью ликвидирована. Страной безраздельно правила партия коммунистов – ПОРП.

В новой конституции, принятой 22 июля 1952 года, многие положения были позаимствованы из сталинской конституции. В качестве основных задач она определила вытеснение и ликвидацию тех общественных классов, которые эксплуатируют трудящихся и крестьян и установила, что власть принадлежит крестьянам и трудящимся. Типичными для всех социалистических конституций обязанностями были требования строго соблюдать государственную тайну и проявлять бдительность к врагам социализма.

В последующие десятилетия лидеры ПОРП регулярно менялись. Каждый из них считал своим долгом внести в основной закон государства какие-либо изменения. В 1956 году была восстановлена Верховная палата контроля, которая подчинялась Сейму и была поднадзорна Государственному совету. Кризис 1970 года привел к реформе политико-территориального устройства, разделив местное управление и самоуправление.

Новая редакция конституции ПНР, принятая в 1976 году, с одной стороны, изобиловала словесной демократизацией, особенно в части формулировок прав и свобод. С другой стороны, открыто усиливала тоталитарные черты политического строя.

Переломный кризис 80-х годов и завершение социалистического этапа в развитии Польши

Начало 80-х годов XX столетия в Польше отметилось серьезнейшим политическим кризисом. Профсоюзное объединение Солидарность, выступило против власти правительства. Его поддержали миллионы польских трудящихся. ПОРП, пытаясь удержать свои позиции, объявила о чрезвычайном положении в стране. Новое руководство партии попыталось осуществить некоторые социалистические обновления в конституции. Так, из подчинения правительству была выведена Верховная палата контроля, а затем были учреждены Государственный и Конституционный трибунал.

В последующие годы в конституцию была включена гарантия устойчивости личных крестьянских хозяйств, создан институт исключительного положения.

В апреле и декабре 1989 года были проведены конституционные реформы, которые окончательно поставили точку в польском социалистическом эксперименте.

Становление правового демократического государства на принципах социальной справедливости

В конституции 1989 года из названия государства убрали слово «народная», была исключена вся социалистическая терминология, а также вообще все упоминания о социализме. Польша стала определяться с формулировкой - правовое демократическое государство, которое осуществляет принципы социальной справедливости. Также указывалось, что объединение граждан в партии происходит исключительно на добровольных принципах, власть принадлежит народу, который осуществляет ее через своих представителей в Сенате, Сейме и национальных советах.

В конституционной реформе 1990 года были урегулированы основы территориального самоуправления, которые определялись как основная форма общинной жизни в гмине. Выборная власть на уровне воеводств была ликвидирована. Также были исключены права президента в отношении национальных советов и изменен его конституционный статус.

Срок полномочий уменьшался до пяти лет, выборы президента становились прямыми. Первым всенародно избранным президентом стал Л. Валенса - лидер Солидарности.

В обществе созрело принятие новой конституции. Первоначально ее утверждение хотели приурочить к двухсотлетию первой - в 1791 году. Однако острые политические противоречия затянули этот процесс на долгие восемь лет. В 1992 году была принята Малая Конституция - третья по счету в жизни польского государства. Она установила, что конституция 1952 года утрачивает свою силу за исключением нескольких положений.

И, наконец, 2 апреля 1997 года была принята, а в октябре вступила в силу, ныне действующая Конституция Польши.

Конституция 1997 года. Структура основного закона Польской республики

Начинается конституция вступлением о том, что Польша помнит горький опыт времен, когда права и свободы человека были нарушены. Далее говорится о продолжении страной лучших традиций Первой и Второй Республик. В предисловии дается определение Конституции как основного закона государства, который опирается на уважение справедливости и свободы, общественный диалог, принцип субсидиарности и взаимодействие властей.

Кроме вступления, Конституция Польши состоит из 13 разделов, которые объединили 243 статьи.

Территориальное устройство Польши

В I разделе содержатся основные принципы территориального устройства Польши. Поподробнее они рассмотрены в VII разделе. Согласно основному закону государства, территориальное деление должно предоставить передачу полномочий и обязанностей по принятию решений из центра в единицы основного территориального деления. Жители общин (гмин), а также иных установленных законом единиц создают самоуправляющиеся сообщества. Конституция является гарантом прав данных сообществ.

Основные принципы организации общества и государства

Первый раздел включает в себя 29 статей. В нем содержатся основные принципы организации общества и государства и их взаимоотношений. Конституция определяется как верховное право республики, и все ее предписания подлежат непременному применению. Структура Республики основана на разделении и равновесии судебной, исполнительной и законодательной власти. Определена политическая нейтральность Вооруженных Сил и гражданская подконтрольность. В этом же разделе Конституции установлены символы государства, его столица и официальный язык.

Конституция провозглашает свободу создания и деятельности политических партий, фондов и средств массовой информации. Республика охраняет брак, родительство и материнство. Причем, под браком подразумевается союз женщины и мужчины.

Отношения между церковью и государством установлены на основе равноправия и независимости церкви. Социальное рыночное хозяйство, которое опирается на свободную хозяйственную деятельность и частную собственность, Конституция определяет в качестве основы экономического устройства государства.

Во втором разделе Конституции шесть подразделов, которые включают в себя 57 статей. В этом разделе Конституция регулирует свободу, права и обязанности человека и гражданина. Основной закон гарантирует личную неприкосновенность и личную свободу каждого. А также право любого гражданина страны на правовую охрану частной жизни, чести и доброго имени.

Система государственных органов Республики

Проведение внешней и внутренней политики государства возлагается на Совет Министров. Также он осуществляет руководство правительственной администрацией. В следующих разделах (IV - VI, VIII, IX) Конституции регулируются системы государственных органов Республики. Президент Республики Польша является гарантом непрерывности государственной власти, и верховным главнокомандующим ее Вооруженных Сил. По особо важным вопросам Президент может собирать Совет Кабинета. Для того чтобы официальные акты главы государства были действительны, необходима подпись Председателя Совета Министров. Таким образом, Председатель Совмина ответственен за них перед Сеймом.

Председателя Совмина назначает Президент, а по его представлению назначаются члены Правительства. Если глава государства не назначает членов Совмина или Сейм отказывает в доверии Правительству, Сейм обязан сам избрать членов Совмина. Если этого не происходит, Президент вновь получает право назначения Правительства. Если же Сейм отказывает в доверии и этому правительству, тогда Президент вправе распустить Сейм и назначить новые выборы.

Трибуналы и суды квалифицируются как независимая и обособленная власть. Определены статусы Верховного Суда, Высшего Административного Суда, который впервые поднялся на конституционный уровень, и Всепольского Судебного Совета.

Конституционная история Польши богата различными событиями. Являясь первооткрывателем европейского конституционализма, страна в очередной раз внесла позитивный вклад в копилку правовых норм разделения и компетенции каждой власти.